Люди, которые хотят перейти на фриланс, часто начинают с копирайтинга, потому что это профессия с одним из самых низких порогов входа. Подыскивая удалённые вакансии, можно заметить в обязанностях два похожих слова: копирайтинг и рерайтинг. Давайте разберёмся, в чём разница.
Что такое копирайтинг? Простыми словами о важном
Копирайтинг — это создание текста с нуля. То есть автор (копирайтер) вкладывает в текст свой опыт, свои мысли и идеи. Или оформляет идеи эксперта, с которым работает, добавляя факты, цитаты, цифры и аргументы.
Копирайтинг — это создание уникального текста, как по подаче, так и по смыслам. Это требует определённых знаний и времени, поэтому хорошо оплачивается.
Рерайтинг: игра в «глухой телефон»
Если переводить дословно, то рерайтинг это переписывание. То есть берётся материал, переписывается «своими словами» — и получается новая статья или новый пост.
Получается уникальный по подаче текст, но вот по смыслам это просто копирование.
Может быть, вы видели примеры таких статей: вбиваешь впоисковик свой запрос, открываешь несколько ссылок подряд, а на сайтах одна и та же информация подаётся разными словами. Иногда даже можно заметить, где оригинальная статья, где рерайтинг, а где рерайтинг рерайтинга.
Работа простая, больше механическая, не требующая особых навыков, поэтому и оценивается она очень низко. Есть даже сервисы-«синонимайзеры», которые такой беглый рерайтинг сделают за считанные секунды.
Бывает и более глубокий рерайтинг текста: когда его создатель берёт несколько разных источников и, переписывая их фрагменты, формирует свой собственный текст. Что-то подобное выходит у студентов, когда они пишут курсовые и дипломные работы. Текст получается уникальный, смыслов добавляется больше, объект рассматривается с разных точек зрения. Это уже больше похоже на копирайтинг и ценится выше. Иногда этого достаточно заказчику.
Хорошо или плохо делать рерайтинг — нельзя сказать однозначно, потому что нужно оценить цель, для которой этот текст написан. Раньше, например, часто нанимали копирайтера, который массово рерайтил чужие статьи, добавлял множество ключей, и таким образом продвигали сайт, на котором в итоге эти статьи размещали. Сейчас алгоритмы работают иначе, они умеют отличать рерайт от авторского текста.
В соцсетях, которые не требуют исключительно уникального контента, глубокий рерайт может подойти. А вот статья для какого-то издания должна быть только авторской. В общем, всё зависит от степени притязательности клиента.
Но в некоторых случаях, как ни крути, получится только рерайт. Например, рецепты. Можно описать авторский борщ, но его база все равно будет состоять из бульона, свеклы и капусты. Как и в тысячах других рецептов этого супа. Здесь просто не получится изобрести велосипед. Так же и с новостями. Если вам нужно дать свою экспертную оценку какому-то событию, то текст будет уникальным. Но если вы автор новостного канала, на котором выходят короткие заметки, передающие только суть, то скорее всего вы сделаете только рерайт.