Сторителлинг: 5 самых частых ошибок новичков

Сторителлинг: 5 самых частых ошибок новичков

Сторителлинг — вечнозелёный жанр. Истории рассказывают нам с самого детства, ведь сказка — это тоже сторителлинг. Мультики, фильмы, сериалы — если разобраться, то в их основе легко обнаружить похожую структуру.

Сторителлинг в соцсетях играет особенную роль. В судьбе и действиях героя мы, читатели, узнаём себя, ассоциируем себя с ним, и как-то незаметно становимся ближе с автором, владельцем блога. Это одинаково хорошо и для личных, и для коммерческих аккаунтов: высокая вовлечённость и лояльность ещё никому не мешали!

У сторителлинга есть свои правила. Если их не соблюдать, то текст из истории может превратиться в нарратив, то есть простое повествование. Но это не самое обидное. Часто бывает, что идея сторителлинга хорошая, а вот исполнение хромает: пост не цепляет, не мотивирует дойти с героем до конца.

Во время редактуры текстов наших учеников в школе «Текст.Ты» мы выявили 5 самых распространённых ошибок сторителлинга. Читайте, запоминайте и не повторяйте!

  1. Нет конфликта. Конфликт в сторителлинге — это не драка и не скандал (хотя в некоторых случаях может дойти и до такого). Это проблема, которая стоит перед главным героем. Без проблемы текст превращается в «Родился, учился, женился», история становится плоской, теряет свой объём. Конфликт — это то, вокруг чего строится вся история, поэтому важно его не упустить.

Сравните:

Это утро у Лены было плотно распланировано: подъём, душ, завтрак, сбор чемодана. Уже в пути она планировала доделать презентацию и дописать свою речь к важнейшему выступлению в карьере. Утро перед командировкой всегда суматошное, и Лена была к этому готова. Но пункта «потерять голос» в её графике не было. 

И:

Лена проснулась, умылась, позавтракала и поехала в аэропорт. В самолёте она доделала свою презентацию и дописала речь к важнейшему выступлению в карьере. Ей удалось убедить руководство, что именно она — лучший кандидат на должность директора департамента. Довольная, она вернулась домой.

Во втором тексте нет конфликта, у героини всё случилось так, как она и планировала. А вот в первом эпизоде мы видим, что что-то пошло не так, и сейчас Лене придётся выкручиваться и придумывать, как пройти важнейшее собеседование без голоса. Конечно, нам хочется узнать, что же она придумает.

  1. Смазаны этапы сторителлинга. Классическая история развивается по схеме:

завязка — развитие — кульминация — развязка

Если какой-нибудь из этих этапов недостаточно раскрыт в тексте, то читатели или не поймут, что происходит, или не смогут оценить значимость событий для героя.

Например:

Иван очень боялся идти к стоматологу. Последний раз он был у дантиста ещё в школе, с тех пор Ваня даже думать боялся про это. Но наступил день, когда тянуть дальше было некуда. Зуб разболелся, десна распухла, щека достигла угрожающих размеров.

Мужчина записался ко врачу и уже через час сидел в кресле, раскрыв рот. А ещё через час ехал домой, потому что зуб ему уже вылечили.

В этом тексте не проработана кульминация. Вот Иван приехал ко врачу. И вот он уже здоровый от него вышел. Получилась какая-то недосказанность. Ведь самое главное было там, в кабинете, но нам об этом не написали. Почему бы не рассказать о том, как пациент заходил в клинику с дрожащими коленками? Или как в последний момент чуть не развернулся и не убежал? Или как вцепился в подлокотник до белых костяшек? И как, увидев шприц, предупредил врача, что может от страха откусить ему палец? И как он расслабился, когда услышал тихое жужжание бормашинки и понял, что ему ни капельки не больно?

Мы съёжимся вместе с Иваном, представляя себя в его ситуации, а потом расслабимся, когда автор даст понять: это не так страшно, как вы себе представили. Это и есть кульминация сторителлинга.

  1. Обилие деталей, не относящихся к делу. Иногда так хочется рассказать историю в подробностях, что в тексте появляется много лишних деталей, которые только раздувают объём и не дают читателю важной информации. Но главное правило сценаристов — каждая сцена должна приближать зрителя к развязке, всё лишнее нужно убрать. А уж в соцсетях, где есть ограничения по объёму текста, это особенно важно. Поэтому строго оценивайте каждый факт: он необходим в контексте или уводит в сторону?
  1. Начало издалека. Все мы видели эти посты, которые начинаются со слов «это случилось в 2001 году» и прочие «жили-были старик со старухой». Совет, который работает не только в сторителлинге: не теряйте драгоценные секунды внимания читателя на шаблонные скучные фразы. Делайте вступление ярким и интригующим.
  1. Успешный успех, который всем надоел. Да, действительно, у сторителлинга есть сюжет, который называется «из грязи в князи». Классическая история Золушки или Гадкого утёнка. Это хороший сюжет, но его проблема в том, что некоторое время назад очень многие блогеры стали строить прогревы именно на этой модели. Делали они это достаточно грубо, поэтому истории превращались в ярмарку тщеславия: «Я был никем, а стал звездой». Такой сторителлинг надоел аудитории и даже стал объектом насмешек и сарказма. Поэтому, если хотите использовать сюжет «из грязи в князи», делайте это более деликатно.

Искусство сторителлинга может освоить каждый, главное — помнить о его правилах и структуре.