Этим приёмом очень любят пользоваться журналисты. Ведь все новости, которые мы смотрим или читаем — это события со словом сегодня.
Сегодня 1 сентября, и дети пошли в первый класс; сегодня 12 домов в центре города остались без отопления; сегодня состоялась премьера спектакля «Чиполлино» в театре кукол. И так далее.
Об этом и поговорим в этой статье. Как журналисты каждый день находят темы для своих репортажей и какие их фишки мы можем применять в своих постах в Инстаграм?
Новости выходят в эфир каждый день, но не каждый день бывает полон событий. Да, иногда действительно и новый спортивный комплекс открыли, и квитанции из ЖЭУ пришли с такими цифрами, что вокруг этого разгорелся скандал. Но иногда бывает так, что снимать совсем нечего. Поэтому журналисты всегда наготове: они живут в режиме «6 ушей, 8 глаз» и даже по дороге на работу могут найти тему, достойную внимания.
Например, асфальт провалился на проспекте. Журналист обязательно остановится, подснимет, расспросит очевидцев — и этот материал будет в эфире уже через пару часов. Но ведь он мог проехать мимо, и никакого сюжета бы не вышло. Точно так же этот принцип работает в соцсетях. Чтобы давать интересный контент, нужно его замечать и вовремя им делиться.
Ну а чтобы вам было проще, разберём классификацию тем. О чём может быть событийный сторителлинг?
- Официальное или любое другое мероприятие. Выпускной в детском саду или в школе, новая должность или проект на работе, концерт, день города, выставка и так далее.
Пример:
В Уфе стартовал фестиваль «Сердце Евразии», и в честь открытия должен был выступать Эмир Кустурица, но по какой-то причине всё поменялось и со сцены на площади пела Надежда Бабкина. А вечером планировалось выступление группы Би-2, но на него мы не попали. Казалось бы, планы не состоялись, не о чем писать. Но ситуацию всегда можно обыграть. Написать пост о том, как вы сходили на концерт Надежды Бабкиной и стояли в первых рядах.
- Сюжет о герое. Героем вашего поста может стать кто-то из родственников, друзей или вы сами. Это может быть также актёр, роль которого впечатлила вас после похода в кино.
Пример:
Пост, который родился после поездки в гости к свёкрам. Они живут в деревне, и вся эта атмосфера с домашними животными, огромным картофельным полем и бесконечными грядками с морковкой и огурцами не может не вдохновить на пост. Раньше в этой деревне был огромный совхоз, многие держали скотину, пекли хлеб, работали в поле, но когда совхоз закрыли, люди начали уезжать. Сейчас там много ветхих домов, нет даже магазина. Родители мужа тоже готовятся к переезду — и вот, история сложилась сама собой.
- ЧП. Прорыв трубы, отключили свет, воду, паводок, затопило участок, например, потеряли документы, неудачная покупка, молния на куртке порвалась, а в магазине принимать её назад не хотят.
Пример:
Пост ещё одного нашего редактора на курсе «Текст.Ты», Эли Нигматуллиной. Во время поездки с семьёй во Вьетнам она столкнулась с проблемой засора труб. Эля пишет, что первыми, с кем она познакомилась в новой стране, были сотрудники местного ЖЭУ, а дальше по тексту идёт рассказ, как они пытались решить проблему. Очень забавно, обязательно почитайте.
- Бантик — в журналистике этим термином обозначают любой позитивный сюжет. У вас это может быть корпоратив, поход в зоопарк, день рождения, вечеринка, отдых на природе.
Пример:
Уикенд с подругой без телефонов, пост журналиста и блогера Гульназ Фаттаховой. В своём тексте она рассказала, как они с подругой оставили телефоны дома и просто отдохнули. Да, из этого тоже может получиться интересная история.
Советы:
1. Ищем темы везде — то, за что мы можем зацепиться. Не просто тема, а та, которая вызовет интерес. Концерт Надежды Бабкиной вместо концерта Кустурицы; деревня, из которой все уезжают, в том числе и мои свёкры; уикенд с подружкой и без телефонов; слив канализационной трубы, который без конца забивается.
2. Герой — один или несколько, в его роли иногда выступаем мы сами. Важно передать образ. В этом нам помогут:
— Детали. Никаких общих фраз: наша задача — погрузить читателя в рассказ так, чтобы ему казалось, что он побывал там вместе с нами.
— Эмоции. История должна нести радость или грусть, неважно, главное — чтобы читатель смог почувствовать то же, что и вы.
3. Хронометраж. Как и любой пост в Инстаграм, событийный сторителлинг не должен быть очень длинным. 2200 знаков более чем достаточно, чтобы рассказать о событии коротко, но ёмко. Корреспонденты снимают один репортаж целый день. Сырьё занимает несколько часов, но на выходе получается сюжет не более 2 минут. Кадры сменяются каждые 3 секунды. Потому что иначе зрителю будет скучно смотреть. То же и в текстах: длинные заунывные предложения тянут ко сну. Помните об этом. Интервью тоже строго регламентировано 15-20 секундами, исключение бывает только для Президента. Включите ради интереса сегодня новости и засеките, сколько длится каждое интервью.
4. Параллель. Любое из событий может стать поводом вспомнить похожую историю, прожитую вами когда-то. В любом тексте этот приём работает на ура. Также можно найти параллель со звездой.
Прелесть этих текстов в том, что они рождаются на ходу. Не нужно ничего придумывать. Ваше задание на сегодня — написать событийный сторителлинг о любом событии, произошедшем сегодня, вчера, за последние дни.